Воздух, которым ты дышишь


Ради разнообразия интересно почитать книгу про Бразилию, а не про США, что случается куда чаще.

Сиротка Дориш живет/прислуживает в детстве на сахарной плантации (и это заставляет вспомнить Унесенные ветром). Она считается дурнушкой, кухарка, приютившая ее, часто девочку поколачивает и жизнь ее комфортом не блещет. Но ситуация начинает меняться, когда плантация переходит во владение к респектабельной семье с маленькой избалованной девочкой. Девочки сдруживаются и вместе мечтают о том, как однажды сбегут с плантации и уедут в большой город, чтобы там записывать песни для радиостанций.
У Грасы, хозяйской дочки, прекрасный голос и сама она чертовски обаятельная особа. А Дориш поет не слишком хорошо, зато она спокойнее и умнее, а также (что выясняется много позже) умеет писать тексты песен.
Дориш безнадежно влюблена в Грасу с детства, но счастливым романом в книге и не пахнет. И вообще она больше про любовь к музыке, способность чувствовать мелодии и отдавать всего себя пению, чем о взаимоотношениях между людьми.
С первых же страниц всеми силами намекается на то, что Граса умерла молодой и умерла при трагических обстоятельствах, так что это книга и из серии "смотрим на приближающийся поезд, который неизбежно навернется с рельс".

То, что Дориш-би спала со многими людьми это для меня сквик, но книга все равно сильно затянула. Люблю романы взросления. Стиль у писательницы приятный, отдельное ей спасибо за то, что не поленилась придумать тексты несуществующих песен. Название книги - тоже строчка из песни. Атмосфера Бразилии тоже передана на отлично, чувствуется этот зной и жар, вечный карнавал Рио, напускной блеск Голливуда (где Граса некоторое время играла в музыкальных фильмах).
Закончилось все, конечно, очень трагично и сложно сказать кто виноват больше, Граса или Дориш. Они обе не раз переступали черту принимая решения за обеих, не посоветовавшись друг с другом, и решения эти имели далекоидущие последствия.
Из мужских персонажей на переднем плане есть Винисиус, застрявший меж двух огней талантливый музыкант, его тянет к обеим девушкам, но настоящее творческое единение происходит с Дориш, а с Грасой речь скорее идет про физическое влечение и влюбленнность в талант.

"Глянцевая, вычурная Граса в общих чертах воспроизвела рисунок жизни «бразильской бомбы» Кармен Миранды, португалки ставшей суперзвездой в Бразилии, затем работавшей экзотом в Голливуде — певицей с фруктовой корзиной на голове и довольно рано, в 46 лет умершей".