Маленький друг

Второй роман Донны Тартт, автора знаменитого “Щегла”, вышел в свет в 2002 году. Девятилетнего мальчика Робина находят повешенным во дворе родительского дома. Убийцу найти так и не удалось. Когда случилась эта трагедия, сестра Робина Гарриет была совсем маленькой. Теперь она — упрямый, волевой, решительный подросток. Она решает во что бы то ни стало найти и покарать убийцу, но и не догадывается поначалу, какую опасную игру она затеяла.

Для меня "Маленький друг" оказался книгой-обманкой. Несмотря на то, что по роману тут и там разбросаны прозрачные намеки на то, что убийцу найти возможно (провал в памяти у сестры Гарриет, присутствовавшей во дворе в день смерти Робина, рассказ о внезапно появившейся в доме шляпе и тд.) расследование девочки закончится совсем не так, как она планировала, личность убийцы так и не раскроют. Может и не было никакого убийцы вовсе, случайность, фатум.
У Стивена Кинга тоже есть книга про расследование вникуда, но там об этом предупреждается в предисловии, а интригу с беднягой Робином нагнетают до последнего.
И расследованием-то деятельность Гарриет можно назвать с большой натяжкой. Выбрав одного подозреваемого она измышляет как бы его убить и сеет смуту везде, где появляется.
Иногда Донна отвлекается на других персонажей, позволяя проникнуть в голову то к сестре Гарриет, то к ее другу Хили или к тете-сухарке. К подозреваемому тоже, чтобы каждый желающий убедился в его невиновности.
Гарриет как слон в посудной лавке, не разбираясь прет напролом и никто не может ее остановить, потому что почти никому до нее нет дела. Ее мать после смерти Робина тронулась умом и постоянно пьет, запершись в четырех стенах, отец свалил в другой город и завел там любовницу, а их темнокожая служанка-няня Ида по вечерам уходит к себе домой и не может следить, чем дети заняты вне дома. Есть еще тетки Гарриет, но они живут довольно далеко и тоже заняты своими делами. Гарриет все равно, что кинутый камень от которого расходятся круги на воде и другая неблагополучная семья с криминальным уклоном благодаря ей становится еще неблагополучнее.
Стоило ли стремиться к невыполнимой цели, чтобы в конце похлопать самой себе за упорство? Как по мне, то точно нет, от хаотичных действий Гарриет окружающим стало хуже.
Стиль Донны как обычно полон узорчатых сравнений и ажурных описаний. Фоном прослеживается тема расизма и классового неравенства. У меня-читателя интерес то угасал, то снова пробуждался, последние сто страниц прочитал на одном дыхании, а в середине увязал периодически в болоте обыденных деталей. С "Щеглом" было то же самое.