Планета людей


Документально-публицистическая книга Экзюпери про полеты над пустыней и выживание в нечеловеческих условиях. В моем издании бонусом к ней еще идет повесть "Военный летчик" про выживание иного рода, разведку под непрекращающимся огнем немецких орудий. Произведения хорошо смотрятся на контрасте. Даже в пустыне, умирая от жажды, Экзюпери, кажется, куда больше верил в спасение и необходимость своей работы, чем при самоубийственных полетах во время войны. Командиры и сами осознавали, что от разведки никакого толка не будет, полученные сведения дальше не передашь, но все равно продолжали отправлять новые и новые экипажи на верную гибель. И летчики безропотно шли выполнять эти задания, не веря, что вернутся.
Интересные рассуждения о жизни, полетах, свободных кочевых племенах. О войне, перемешивающейся с миром, когда очередная военная колонна натыкается на колонну беженцев и военные вынуждены помогать роженицам, подвозить монашек с приютскими детьми, чинить колеса на старых машинах.
Из "Планеты людей" мне больше всего запомнилось выживание Экзюпери с товарищем в пустыне, после крушения их самолета, а из "Военного летчика" как раз рассказ про беженцев. Как военные пытаются убедить жителей деревень, что им пока уезжать не надо, но у тех уже уехал молочник, а значит привычная жизнь разрушена и нужно двигаться за ним. Непреодолимая сила вынуждает их срываться с места, унося с собой разный ненужный домашний хлам, представляющий ценность для хозяев, но только мешающий в дороге.

Так за что, в конце концов, мы продолжаем сражаться? За Демократию? Если мы умираем за Демократию, значит, мы солидарны с демократическими странами. Пусть же они сражаются вместе с нами! Но самая могущественная из них, единственная, которая могла бы нас спасти, вчера уклонилась от этого и уклоняется еще сегодня. Ну что ж! Это ее право. Но тем самым она показывает нам, что мы сражаемся лишь за свои интересы.

Столько лет прошло, а рассуждения автора так знакомы.