за жизнью - смерть; за смертью - снова жизнь. за миром - серость; за серостью - снова мир
Франц Кафка, "Дневники"


Тут не требуется объяснять сюжет или давать какие-либо пояснения. Это Кафка и это его дневники, полные страданий. Если вы не любите Кафку, то определенно не полюбите и после ознакомления с личными записями. Если любите, то будет интересно прочесть.
Очень хорошо читать в периоды собственных страданий (вот они мои друзья по депрессии, Геббельс и его разрушенное министерство, Кафка и его переживания по поводу всего).
Я думал, что там будет больше про Ф., а про Ф. на удивление мало. Про гастроли еврейского театра страниц 70 из 400.
Интересная привычка - записывать какие-то особые приметы, схематичные изображения встреченных людей.
Вредная привычка - бросать некие недописанные зарисовки (кто бы говорил, человек с 239 черновиками на дайри). Так и хочется сказать Кафке: "вернись, расскажи, что было дальше с лошадью на улице и с теми детьми, которых незнакомый мужчина затянул в свой магазин?" Судьба детей особенно волнительна, начало рассказа меня захватило, все как нужно для хорошей крипи-стори.
Всякие мелкие обрывочные мысли, вроде "дети играя забрались в сундук, крышка захлопнулась и дети задохнулись". Добрый Франц.
После расставания с Ф., он пишет непривычно-короткие рубленые предложения.
Не так хорошо, как письма к Фелиции, но это и понятно, дневники пишут с расчетом на себя и если Кафка может и вспомнил бы, что значило "мысль" от 12 октября, тебе остается только гадать на кофейной гуще.
Он определенно был счастливее до того, как встретил Ф.
Чаще всего, любые его мысли сводятся к "почему я нахожусь здесь и говорю с кем-то, в то время как мог бы сидеть дома и писать". Это, наверное, вечная боль всех, кто пробует свои силы на литературном поприще.

Когда он, прочитав треть рассказа, остановился, чтобы выпить минеральной воды, ушло уже много народа. Он испугался. «Скоро конец», — просто соврал он. Когда он закончил, все встали, раздались аплодисменты, прозвучавшие так, словно все поднялись, а один остался сидеть и аплодировал для собственного удовольствия. Келлерман хотел читать дальше — еще один рассказ или даже несколько. Увидев, что все уходят, он только рот раскрыл. Наконец, по чьему-то совету, он сказал: «Я хотел бы еще прочитать небольшую сказку, это займет всего пятнадцать минут. Сделаем пятиминутный перерыв». Кое-кто остался, и он прочитал сказку, вполне дававшую слушателям право бежать через зал чуть ли не по головам соседей к выходу.

Теперь я окидываю это взглядом с такой же легкостью, с какой окидывают взглядом головоломку, говоря: «Какое это имеет значение, если я не могу загнать шарики в их лунки, ведь все принадлежит мне, стакан, доска, шарики и что еще тут есть; все это искусство я попросту могу сунуть в карман.

У меня нет больше сил написать хоть одну фразу. Да если бы речь шла о словах, если бы можно было, прибавив одно слово, отвернуться в спокойном сознании, что это слово целиком наполнено тобой.

Наконец я выговорил фразу, но осталось ощущение великого ужаса, что все во мне готово к писательской работе и работа такая была бы для меня божественным исходом и истинным воскрешением, а между тем я вынужден ради какого-то жалкого документа здесь, в канцелярии, вырывать у способного на такое счастье организма кусок его мяса.


читать дальше



@темы: Музыка странного сна (с), любите книги. пусть это старомодно, но всегда взаимно.