Колыбель для кошки
Знакомство с Воннегутом без шероховатостей не обошлось. Отвык я давно от книг, где тебе не пытаются сразу преподнести сюжет. Вот у Кинга быстро можно понять к чему дело идет, хоть в общих чертах. У Пратчетта всегда начинается примерно одинаково. У Кафки тоже - ОДИНАКОВО ПЛОХО. Замза проснулся, став жуком, окай, это будет книга про человека-жука. К. пришли арестовывать ни за что и это книга про арестованного К. Нувыпоняли.
Воннегут не объясняет ничего. Он берет и забрасывает тебя в другой мир и ты стоишь растерянный и думаешь "Кто все эти люди? Про что это книга?"
"Колыбель" наебывает даже названием. Думаете, там есть кошки? Или колыбели? Ничего подобного, колыбель для кошки это штучка из веревочек, которую держат пальцами.
Один из героев точно выражается по этому поводу:
— Неудивительно, что ребята растут психами. Ведь такая "кошкина колыбель" - просто переплетенные иксы на чьих-то руках. А малыши смотрят, смотрят, смотрят...
— Ну и что?
— И никакой, к черту, кошки, никакой, к черту, колыбельки нет! Разжевывать читателю смысл своей истории Воннегут тоже не собирается. Держи переплетенные слова и иди играть на улицу. Сначала я думал, что это история про то, как главный герой пишет книгу о создателе ядерной бомбы. Хха, ноуп. Выяснилось, что о конце света и ложных религиях.
Я возлюбил боконизм с первых же упоминаний о нем. Это вымышленная религия вымышленного острова, строится она на правде. Это полная чушь, а не книга, пишет сам создатель боконистких заповодей, если поверите, то вините себя. Все религии лгут, боконизм этого не скрывает. Пачка боконистких мудростей, обдумайте их на досуге:
Нет в этой книге правды,
Но "эта правда – фо'ма,
И от нее ты станешь добрым
И храбрым, здоровым
Счастливым".
«Книга Боконона» 1:5
«Безобидная ложь – фо'ма» читать дальше*
На открывшейся странице была цитата из Книг Боконона.
Это была парафраза евангельских слов: «Воздай Кесарю кесарево».
По Боконону, эти слова читались так:
«Не обращай внимания на Кесаря. Кесарь не имеет ни малейшего понятия о том, что на самом деле происходит вокруг».
*
Когда музыка оборвалась, я закричал Джулиану Каслу, тоже пронзенному этими звуками:
– Господи, вот вам жизнь! Да разве ее хоть чуточку поймешь?
– А вы и не старайтесь, – сказал Касл. – Просто сделайте вид, что вы все понимаете.
– Это очень хороший совет. – Я сразу обмяк. И Касл процитировал еще один стишок:
Тигру надо жрать,
Порхать пичужкам всем,
А человеку спрашивать:
«Зачем, зачем, зачем?»
Но тиграм время спать,
Птенцам лететь обратно,
А человеку – утверждать,
Что все ему понятно.
*
Он был близок к бокононовскому определению зрелости.
«Зрелость, – учит нас Боконон, – это горькое разочарование, и ничем его не излечить, если только смех не считать лекарством от всего на свете».
*
И я вспомнил Четырнадцатый том сочинений Боконона – прошлой ночью я его прочел весь целиком. Четырнадцатый том озаглавлен так:
«Может ли разумный человек, учитывая опыт прошедших веков, питать хоть малейшую надежду на светлое будущее человечества?»
Прочесть Четырнадцатый том недолго. Он состоит всего из одного слова и точки: «Нет».
*
"Вначале бог создал землю и посмотрел на нее из своего космического одиночества.
И бог сказал: «Создадим живые существа из глины, пусть глина взглянет, что сотворено нами».
И бог создал все живые существа, какие до сих пор двигаются по земле, и одно из них было человеком. И только этот ком глины, ставший человеком, умел говорить. И бог наклонился поближе, когда созданный из глины человек привстал, оглянулся и заговорил. Человек подмигнул и вежливо спросил: «А в чем смысл всего этого?»
– Разве у всего должен быть смысл? – спросил бог.
– Конечно, – сказал человек.
– Тогда предоставляю тебе найти этот смысл! – сказал бог и удалился".
Я подумал: что за чушь?
«Конечно, чушь», – пишет Боконон.
*
Там мы нашли камень. А под камнем лежала нацарапанная карандашом записка:
«Всем, кого это касается: эти люди вокруг вас – почти все, кто оставался в живых на острове Сан Лоренцо после страшных вихрей, возникших от замерзания моря. Люди эти поймали лжесвятого по имени Боконон. Они привели его сюда, поставили в середину круга и потребовали, чтобы он им точно объяснил, что затеял господь бог и что им теперь делать. Этот шут сказал им, что бог явно хочет их убить – вероятно, потому, что они ему надоели и что им из вежливости надо самим умереть. Что, как вы видите, они и сделали».
*
– Какой циник! – ахнул я. Прочитав записку, я обвел глазами мертвецкую в воронке. – Он где нибудь тут?
– Я его не вижу, – мягко сказала Мона. Она не огорчилась, не рассердилась. – Он всегда говорил, что своих советов слушаться не будет, потому что знает нм цену.
– Пусть только покажется тут! – сказал я с горечью. – Только представить себе эту наглость – посоветовать всем этим людям покончить жизнь самоубийством!
И тут Мона рассмеялась. Я еще ни разу не слышал ее смеха.
Страшный это был смех, неожиданно низкий и резкий.
– По твоему, это смешно?
Она лениво развела руками:
– Это очень просто, вот и все. Для многих это выход, и такой простой.
И она прошла по склону между окаменевшими телами. Посреди склона она остановилась и обернулась ко мне. И крикнула мне оттуда, сверху:
– А ты бы захотел воскресить хоть кого нибудь из них, если бы мог? Отвечай сразу!
– Вот ты сразу и не ответил! – весело крикнула она через полминуты. И, все еще посмеиваясь, она прикоснулась пальцем к земле, выпрямилась, поднесла палец к губам – и умерла.
*
И я отошел от Фрэнка, как учили меня Книги Боконона.
«Берегись человека, который упорно трудится, чтобы получить знания, а получив их, обнаруживает, что не стал ничуть умнее, – пишет Боконон. – И он начинает смертельно ненавидеть тех людей, которые так же невежественны, как он, но никакого труда к этому не приложили».Не согласен я с этой религией только в в вопросах любви. Боконизм велит любить всех одинаково. И там есть чудный-чудной обряд, когда влюбленные соприкасаются пятками. Боко мару он зовется или "обмен познанием". Сильно сомневаюсь, что в реальности он доставляет так сильно, как описано у Воннегута, но попробовать захотелось xD
Что еще сказать, мм. Там есть остров, карлик, диктатор, пророк и штука, которая убьет нас всех. Но от подобного конца света печально не становится, он аллегоричен донельзя.
Кроме "Колыбель" в моем издании имеется повесть "Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер, или Не мечите бисера перед свиньями". Там та же схема - первые пятьдесят страниц надо пережить в полном непонимании, чтобы затем погрузиться в историю. В историю вложена другая, покороче, про сына самоубийцы. В основной, речь идет о человеке, который был настолько бескорыстен, что взял под свою опеку целый городок. Разумеется, этого никто не оценил и его помощь быстро стали считать дело само собой разумеющимся. Видимо, Воннегуту нравится тема божественного в человека или "не создай себе кумира".
Что больше всего понравилось в Бисере, так это описание сломленного человека:
читать дальше- Это не только в тюрьме бывает. Но в тюрьме привыкаешь прислушиваться куда больше, тем более с годами. Чем дольше просидишь, тем зрение становится слабее, а слух острее. А главное - ждешь, когда щелкнет. Вот вы воображаете, что он вам - близкий человек? Нет, если бы вы с ним были по-настоящему люди близкие, хоть это вовсе не значит, что он был бы вам друг, просто вы знали бы его насквозь, вы бы за милю слышали, как у него внутри что-то щелкнуло. Вот узнаешь человека насквозь, видишь, чувствуешь, что-то его мучает, а что именно, ты, может, так никогда и не узнаешь. Но от этого-то он и ведет себя так, он и выглядит так, да у него и в глазах что-то кроется, тайны какие-то, что ли. Ты ему скажешь: "Спокойно, спокойно, не надо, успокойся", или же спросишь: "Чего же ты опять глупостей наделал, разве не знаешь, что тебя все равно поймают, все равно попадешь в беду?" Скажешь, а сам знаешь, что зря говоришь, зря его уговариваешь ты же сам понимаешь - сидит в нем то, что им командует. Оно ему скажет: "Прыгай!" - он и прыгнет, скажет "Воруй!" - он сворует, скажет: "Плачь!" - он заплачет. Конечно, может, он вдруг помрет молодым или жизнь у него пойдет, как он сам захочет. Тогда вся эта механика в нем постепенно кончится. А вот работаешь в тюремной прачечной рядом с человеком и вдруг услышишь, как в нем что-то щелкнуло. Обернешься к нему, смотришь - а он перестал работать. Стоит спокойно. Вид у него отупелый. Он весь затих. Заглянешь ему в глаза - а там ничего нет, никаких секретов. Он даже сразу не скажет, как его звать. Опять примется за работу, только он уже стал совсем другим, никогда прежним не будет. То, что у него внутри сидело, испортилось - завод остановился навсегда. Конец, конец. И весь тот кусок жизни, когда человек вытворял бог знает что, с ума сходил, - все это кончилось.Цитаты вразнобойЕсть множество других интересных анекдотов про бомбу и отца, про другие времена. Известно ли вам, например, что он сказал в тот день, когда впервые провели испытания бомбы в Аламогордо? Когда эта штука взорвалась, когда стало ясно, что Америка может смести целый город одной-единственной бомбой, некий ученый, обратившись к отцу, сказал: "Теперь наука познала грех" И знаете, что сказал отец? Он сказал: "Что такое грех?"
*
Мушари перелистал «Кама-Сутру» , издавна запрещенное восточное руководство по искусству и технике любви, и прочитал там следующее:«Ежели мужчина сварит некое подобие студня из растений кассия фистула и эвгения джамболина, и разотрет в порошок растения вероника антиглистата, эклипса простата, лоджопия прыгата, и смесь эту возложит на лобок женщины, с коей он вознамерился вступить в сношение, он незамедлительно перестанет испытывать к ней страсть»
*
Не выпускайте ваше богатство из рук, мистер Бантлайн. Деньги — это концентрат Утопии. Почти у всех людей жизнь собачья, как вам старательно внушали ваши профессора. Но и вас, и вашу семью благодаря вашим деньгам ждет райская жизнь. И я хочу видеть, как вы улыбнетесь, когда наконец поймете то, чему не учат в вашем Гарварде, — поймете, что родиться богатым и остаться богатым — совсем не такое страшное преступление.
— Ну и что?
— И никакой, к черту, кошки, никакой, к черту, колыбельки нет!
Такое ощущение, будто это диалог из "Тру детектива". Только вместо "Ну и что?" сложное лицо Марти.
Забавно, как все эти хорошие, отчаянные истины оказываются - снова, снова, снова - для кого-то свежим и новым.
Это как радоваться, что кто-то прочитал книгу, которую ты читал десять лет назад и теперь размышляет о тех же вещах, которые приходили в голову и тебе.
У меня так, кстати, было и с "True Detective".
Еще длинная цитата из "Времятрясения"
читать дальше