13:08

за жизнью - смерть; за смертью - снова жизнь. за миром - серость; за серостью - снова мир

Душевные смуты воспитанника Терлеса
Нас с этой книгой разделяет чуть больше века и это очень сильно влияет на восприятие. Мне с ней было тяжело и малоприятно. В ней заключен высокопарный стиль, по большей части состоящий из воды сложноподчиненных предложений, и мерзкие герои. Не знаю, какое еще определение к ним можно подобрать. Двое мучают третьего, оказавшегося вором, а сам Терлес не пытается вмешаться, не пытается его защитить или присоединиться к гонениям, а все сидит в своей скорлупе и желает понять, какие ощущения испытывает загнанный в угол Базини и как к этом относится он сам.
Роман о половом созревании, в общем. Когда и тощенький одноклассник сойдет вместо девочки, поскольку девочек в округе нет. И как же все неебически сложно было у ребят того времени, которым никто не мог сказать, что сексуальные эксперименты в их возрасте это нормально и не надо низводить Базини до уровня свиньи и не надо делать вид, что физических контактов вы с ним ищете, чтобы спасти его вечную душу. Сам Базини Музилю не интересен от слова совсем, эдакий болванчик без чувств, слабый, беспомощный, во всем послушный. Что стало с его психикой после избиений, изнасилований и публичного унижения? Что стало с его жизнью? Кто знает! Зато Терлес в будущем станет писателем. Охуеть, я так за него рад. Он даже осудил своих одноклассников, несмотря на то, что сам использовал Базини. Он даже отважно подсунул ему записку "иди и признайся директору", когда дело запахло жареным и угрожать начали ему самому. Мерзкая мелкая букашка.
Давно не было книги, где бы настолько не нравились ВСЕ персонажи.
Но юст прописан прекрасно, да, этого не отнимешь. Тема зарождающейся чувственности раскрыта.

Цитаты

@темы: бесстыжая пропаганда, любите книги. пусть это старомодно, но всегда взаимно.

Комментарии
14.08.2014 в 21:16

это риторический ответ, не требующий вопроса
Ой, я это читала лет в 16, кажется.
Почти ничего не помню, а вот ощущение гадливости сразу в памяти всплыло.

Но вообще-то вот это
В ней заключен высокопарный стиль, по большей части состоящий из воды сложноподчиненных предложений, и мерзкие герои.
это же вполне характерно для немецкого реализма, нэ?

Сам Базини Музилю не интересен от слова совсем, эдакий болванчик без чувств,
Не для Музиля, а для гл.героя. И не болванчик, а объект. Он, как и его одноклассники, объективирует Базини, потому что с субъектом такое просто невозможно творить.

Что стало с его психикой после избиений, изнасилований и публичного унижения? Что стало с его жизнью? Кто знает!
А он там в конце разве не самоубился? Смутно помниться какая-то мощная развязка...

Вообще, на самом деле книга о совершенно обычных подростках (естественно, своего времени и в определенной среде). Просто такой эффект срывания покровов шокирует.
14.08.2014 в 21:49

за жизнью - смерть; за смертью - снова жизнь. за миром - серость; за серостью - снова мир
left-handed,
это же вполне характерно для немецкого реализма, нэ?
Я кажется и не утверждал обратного. Прост хорошего в этом ничего не вижу.
Не для Музиля, а для гл.героя. И не болванчик, а объект. Он, как и его одноклассники, объективирует Базини, потому что с субъектом такое просто невозможно творить.
На мой взгляд, заметно, какие герои интересуют самого автора, а какие нет. Будь это Базини, ничто не помешало бы раскрыть его характер не через несколько маловнятных реплик. А болванчик и объект есть суть одно. Пустая оболочка, куда забыли вложить характер.
А он там в конце разве не самоубился? Смутно помниться какая-то мощная развязка...
Нет, его отселили от остальных только и он, со слов Музиля, радуется, что все закончилось. А сам Терлей едет к матушке.

Вообще, на самом деле книга о совершенно обычных подростках (естественно, своего времени и в определенной среде). Просто такой эффект срывания покровов шокирует.
Ну, шокировать он может только тех, кто в детстве прошел мимо Чучела и ему подобных историй. И мне в принципе не нравятся жестокие детишки.
14.08.2014 в 23:39

это риторический ответ, не требующий вопроса
На мой взгляд, заметно, какие герои интересуют самого автора, а какие нет. Будь это Базини, ничто не помешало бы раскрыть его характер не через несколько маловнятных реплик.
Имхо, он специально не заостряет внимание на личности жертвы, т.к. это может отвлечь читателя от проблем Терлеса и переключить внимание на жертву, тогда как автор не совсем про это хотел рассказать.

Ну, шокировать он может только тех, кто в детстве прошел мимо Чучела
Да, само собой. Я имела ввиду то, на какой эффект это было рассчитано, когда писалась книга.

И мне в принципе не нравятся жестокие детишки.
Там весь смысл в том, что они не жестокие сами по себе (в смысле, осознанно), а вполне обыкновенные. Просто какая-то порочная цепь событий и обстоятельств помноженная на подростковую нестабильную психику иногда дает такой страшный результат.
14.08.2014 в 23:49

за жизнью - смерть; за смертью - снова жизнь. за миром - серость; за серостью - снова мир
Имхо, он специально не заостряет внимание на личности жертвы, т.к. это может отвлечь читателя от проблем Терлеса и переключить внимание на жертву, тогда как автор не совсем про это хотел рассказать.
Мне все же кажется, что личность Базини он почти не понимал и поэтому отстранился об этой темы. История-то основная на реальных событиях построена, мне кажется, что каким запомнил прототип Базини, таким и описал. Но наверняка это все равно уже не узнать.
Да, само собой. Я имела ввиду то, на какой эффект это было рассчитано, когда писалась книга.
Тогда да, должно было производить сильное впечатление.
Там весь смысл в том, что они не жестокие сами по себе (в смысле, осознанно), а вполне обыкновенные. Просто какая-то порочная цепь событий и обстоятельств помноженная на подростковую нестабильную психику иногда дает такой страшный результат.
Имхо, старшие товарищи прекрасно все осознавали, поэтому им и требовались дикие оправдания с привлечением религии и теории переселения душ. А Терлей просто обыкновенный трусливый домашний мальчик, неспособный на что-то решиться. То, что они обыкновенные, не делает их менее жестокими. Это-то и плохо, что жестокость среди подрастающего поколения оправдывается тем, что они незрелые личности. В их возрасте уже стоит нести ответственность за свои действия, а в итоге подобные истории заметаются под ковры.