за жизнью - смерть; за смертью - снова жизнь. за миром - серость; за серостью - снова мир
![](https://img.chaconne.ru/rsz/img/4225143_1070958.w300_h350.jpg)
Зона интересов
"Зона интересов" - это одновременно и любовный роман (двое из трех героев-рассказчиков - комендант концлагеря и служащий в нем офицер - любят одну женщину, а третий - еврей-заключенный - готов на убийство или самоубийство ради спасения жены, попавшей в лапы нацистов), и антивоенная сатира в лучших традициях "Бравого солдата Швейка" (комендант лагеря выведен в откровенно комических и гротескных тонах), и классический пример литературной полифонии.
Очень удачно, что роман решили переиздать на русском после победы экранизации на Оскаре (как лучший фильм на иностранном языке и лучшее звуковое сопровождение), как раз хотелось из-за фильма с ним ознакомиться. Как ни странно, роман не наводит столько холодной жути, как фильм. В нем есть юмор, своеобразный, черный, но есть. Его персонажи больше склонны к рефлексии. Жена коменданта лагеря и вовсе выведена женщиной с антивоенными взглядами, которая постоянно отказывает мужу в близости из-за чего он норовит сорвать гнев на тех, кто не может дать ему отпор.
Сам комендант вроде как идейный и уверенный в своей правоте, но читая между строк прекрасно видишь, как его подсознание орет от ужаса и что его слова часто расходятся с действиями. Любопытный пример ненадежного рассказчика, который врет в первую очередь себе.
Офицер снабжения, второй из рассказчиков, Томсен более честен с собой и признает, что давно уже не понимает с какой целью немцы делают то, что делают и не верит в победу Германии над СССР. Его способ ухода от реальности кроется в романах с женщинами и повторении себе "забудь, забудь". В частности, он питает симпатию к жене коменданте. Сперва чисто физическое влечение, но позже заинтересовывается и ею как личностью. У их недоромана закономерный финал. На таком фундаменте любви не построить. Возможно, потому что не имеют права строить, выступая со стороны палачей и молчаливых пособников. Это среди заключенных могла вспыхнуть искренняя любовь, как в "Татуировщик Освенцима", а со стороны немцев после войны желание не видеть друг друга и не вспоминать лишний раз о том, что происходило.
Третий рассказчик - Шмуль, еврей из зондер-команды. Все, что у него осталось - слабая надежда на то, что жена его жива и попытки проживать каждый день как последний, находя хоть какие-то крупицы радости в еде и возможности еще день дышать воздухом, пусть и затхлым воздухом с привкусом крематория.
Итого три рассказчика, каждому из них по разным причинам невыносимо в своих шкурах, но вокруг так мало пространства для маневров. И каждый умеет в эффективный менеджмент, совершенно людоедский.
5 из 5. Необычный взгляд на тему. Отчасти могу сравнить с фильмом "Заговор".